среда, 24 апреля 2013 г.

Россияне без паспорта – смерть работодателю?


~ Обмен безумным опытом ~

* * *

Есть такая категория людей, которые по всем документам – россияне, а вот паспорта гражданина РФ у них нет. Я не очень понимаю, почему, но факт остается фактом: многие граждане бывшего СССР могут получить гражданство россии, но не могут получить паспорт ее гражданина. Ну нет, им его может и дадут через 100 лет, когда они тут поживут, и делом докажут, что являются достойными гражданами вновь обретенной родины, но как доказать, что ты – достоин, если даже на работу устроиться без обычного паспорта – проблема? Да че там – проблема, не возьмут вас без российского паспорта на работу. Не у всех же работодателей железные яйца,как у меня, проще в таком случае реально гастеров набрать.

А как они живут-то, спросите вы меня – да по загранникуобычному много лет и живут. Вы в заграницы ездите? Паспорт свой заграничный видели? Вот у нью-россиян – точно такой же, один-в один. По нему они и живут. И каждые пять лет ездят на бывшую родину (или туда, где получили этот загранник) – менять. И вот теперь представьте, с какими проблемами сталкиваются эти люди, когда куда-то требуется предоставить паспорт или паспортные данные. Большинство исполнителей разного ранга рогом упрутся, но будут требовать «наш, обычный паспорт, как у меня». И пойди что-то докажи. Никакие законы не помогут, потому что эти ТП (здесь и далее по тексту – читать как «типа профессионалы») их или не знают, или (что чаще) – даже знать не хотят, а даже если, после вашего стопятьсотого пинка, они эти законы и почитают, то все равно не поймут, потому что читать не умеют думать не научены, и на все нестандартные ситуации у нихесть только два варианта ответов: «А мы так всегда делаем» и «А мы так никогда не делали». Все.

Когда я строила – строила, и наконец построила местное отделение пенсионного фонда, я, в отчаяньи думала и говорила близким: «Слава богу, у меня хоть с налоговой проблем нет! Хоть там-то работают нормальные люди!». Вот скажите, ну вот нафига я сама себя сглазила, а??? Причем – напрочь! Пришла новая налоговичка – молодая да ранняянахрапистая, и решила, что тут построит всех она. И кто такая эта Пономарева тут вообще закон ей не писан.

Короче, работала у меня девочка продавцом. Гражданка россии (с маленькой буквы,потому что к такой россии, как сейчас – уважухи нет), ага, но без «нормального» паспорта, только с заграничным. Когда я ее на работу брала, она мне все свои документы показала: что наша (НАША!) налоговая выдала ей ИНН на основании загранпаспорта, наш (НАШ!) ПФ выдал ей страховое свидетельство на основании загранпаспорта, документы на квартиру (в НАШЕМ! городе), сам загранпаспорт, где русским по белому написано «гражданство – Россия», еще какие-то документы на гражданство, ну я не помню уже…

То есть вот смотрите – ситуация: есть человек, который живет в нашей деревне на 40 тысяч населения, и я ее (гражданку РФ, русскую) – лично знаю, ее мужа (гражданина РФ, русского) – лично знаю, их сына (гражданина РФ, русского) – лично знаю, где живут –отлично знаю, чем занимаются – тоже знаю, работать она – хочет и может, и явно в этом превосходит других соискательниц на место, ну вот на каком основании я должна была ей отказать? Тем более, что в законы заглянула – криминала не обнаружила. Взяла, оформила, НДФЛ и прочие взносы за нее платила, отчитывалась, как положено…

Потом – ВНЕЗАПНО, в прошлом году вдруг справка 2-НДФЛ не прошла! Ну не может наш человек по заграннику жить! А раз еще и прописка у нее украинская, то она и вовсе иностранный агент гражданин!!! Ну я письмо ругательное написала со ссылками на законы, и хоть зам нашей упертой налоговички, госпожа Цыганова (страна должна знать своих героев, я щитаю) и тупила, доказывая свое, но на месте оказалась адекватный инспектор (к сожалению, не знаю, как зовут эту милую девочку), которая в базу мою справку ввела, и успокоила меня, что все нормально.

В этом году я, понимая, что все, конечно, опять будет непросто, 2-НДФЛна работников подала уже в январе. Потом была долгая мучительная тишина, и я сама позвонила в налоговую узнать, как там моя проблемная справочка, прошла ли. Милая девочка на том конце провода ответила, что справки приняты, все ОК. Я прям запрыгала на месте, думаю – ну надо же, я их необучаемыми считала, а ведь помогло письмо-то, заглянули в законы и нормально работают!

Ага, счас!1 апреля (!!!) звонит мне госпожа Цыганова и елейным голосочком интересуется, почему я не несу им правильный вариант справки, если они мне прям письмо отправили, что справки мои не прошли! Я офигеваю, говорю, что письма не получала, но лично звонила и интересовалась, как там судьба моих справок, и мне ответили, что все в порядке. «Вам дали неверную информацию, инспектор ошиблась», - услышала я в ответ (ага, ТП закусила удила, дошло до меня!). ОК, говорю, не приняли справку – пишите мне, на каком основании, что мы будем голословно спорить?

Письмо я получила, что гражданин россии не гражданин россии потому что потому. Завязалась у меня с моей налоговой интереснейшая переписка: я им, со ссылками на статьи и пункты законов, с точными цитатами, пишу, кто является гражданином россии, чем отличается резидент от нерезидента, какие поля я не могу заполнить, потому что они заполняются для нерезидентов, а у меня работник – резидент, а в ответ получаю письма, в которых меня то отсылают читать рекомендации по заполнению 2-НДФЛ (как будто я не на них же им в предыдущих письмах ссылалась!), то указывают, какие поля я должна заполнить для работников-ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН!!! Бляяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяять!!!

Плюнула. Думаю – я справку сдала, у меня штамп о получении стоит, и пошли они все лесом, из которого вышли. Ну не могу я с жителями лесными, грамоты не знающими, такие высокие материи обсуждать. Но, на всякий пожарный случай, ни на что особо не надеясь, написала-таки через сайт в УФНС по нашему региону. Ну типа, если что – вы видите, я сделала все, что смогла (это я морально для суда уже так приготовилась).

Совершенно неожиданно для меня мне по этому моему письму… позвонили (обычно я получаю отписки, причем иногда – заказными письмами, хотя в их формах всегда указываю, что ответ я мечтаю получить электронной почтой). На том конце провода радиоволн(?) был нормальный человеческий голос, который сначала, по инерции, тоже попытался посоветовать мне читать рекомендации по заполнению 2-НДФЛ, но когда до человека дошло, что в вопросе я ориентируюсь, то инспектор попыталась вникнуть в ситуацию, задавая мне всякие разные уточняющие вопросы.

Все мы люди, все мы – человеки, и все мы хотим решать проблемы простейшим путем, поэтому вторым шагом я получила совет «заполнить хотя бы так, как просят, чтоб просто данные попали в базу». Пришлось объяснять, что по устной рекомендации я этого делать не буду, потому что для привлечения иностранных работников следует выполнять определенные процедуры, которых я, конечно, не выполняла, потому что брала на работу гражданина россии. А если в базе будет стоять, что у меня работал иностранный гражданин, то всегда может найтись ретивый проверяющий, который вбабахает мне нехилый штраф за нарушение, особо не разбираясь. И даже если я потом что-то докажу, то все равно это будет больно и мучительно, так что уж лучше закрыть этот вопрос сейчас.

Инспектор согласилась, что так вполне может быть, и снова стала уточнять детали…Поскольку мозоль больная, я сразу начинаю нервничать, да и все пункты законов так сразу в ходе разговора вспомнить не могу (да и инспектору на слух они тоже мало чего скажут), я ей порекомендовала изучить нашу переписку с моей налоговой, ведь все мои аргументы, почему я не могу заполнить справку каким-то иным способом, чем уже заполнила, я там уже давно указала.

Через какое-то время мне снова перезвонила эта инспектор из УФНС, сказала, что глянула переписку, обязательно во все вникнет и проверит (это понятно, я тоже все ссылки на законы в обязательном порядке перепроверяю), но в ОВИР она уже позвонила, и получила устную консультацию, что моя работница жила по загранпаспорту на законных основаниях, т.к. гражданство россии получила только в 2008 году, соответственно российский паспорт еще не заслужила. Так что на работу я эту девочку взяла законно, осталось только решить вопрос со справкой, как ее правильно заполнить, потому что у них это – ПЕРВЫЙ СЛУЧАЙ (!!! Остальные, я так понимаю, таких работников не оформляют !!!).

Так вот, вчера у меня был праздник. Я получила скан официального письма по электронной почте (уже радость – и по электронке, и приложить копию можно!), что я была во всем права-права! Но, для того, чтоб паспорт прошел в базу, номер и серию надо завести одной цифрой, без пробелов (например, вместо 12 № 1234567 – 121234567).

****************************** 

Профессионалы на моем пути встречаются так редко, что хочется рухнуть в ноги, и трижды стукнуться в пол своей начищенной до блеска короной в знак признательности и благодарности славному инспектору, которая не отмахнулась, а прониклась в суть моей проблемы. Кто знает, может теперь, благодаря ей, россиян без «нормального» паспорта все-таки будут брать на работу? Главное – потом справку правильно оформить =)



Если кто решится - справку 2-НДФЛ на работника-гражданина РФ, живущему по загранпаспорту, оформляем так:



П. 2.5 – Гражданство: 643 (Россия)
П. 2.6 – Код документа: 91 (Иные документы)
П. 2.7 – Серия и номер документа: 121234567 (одним числом без пробелов)
П. 2.8 – Адрес места жительства в РФ: если есть прописка постоянная в РФ – ее, нет – ставим временную.
П. 2.7 – Адрес в стране проживания: если резидент – не заполняем!


Всем смелости и отваги! =) 

Кондрашиной Ирине Георгиевне (УФНС России по Архангельской области и НАО) – огромное спасибо!

***
Комментируйте, ставьте лайки, дизлайки,
подписывайтесь на обновления.
Сегодня с вами ваша я. 
Здравствуйте всегда.

p_i_r_a_n_y_a 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Новое

Топ